Я шагаю по Москве
Город сильный, город славный,
Город древний, православный,
Столица Родины — Москва,
Ты, страны нашей — глава!
Всей душой тебя мы любим,
В сердце образ твой голубим,
С Днем рождения поздравляем,
Процветания желаем!
В этом году нашему городу исполнилось 876 лет!
© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/vazhno/den-goroda/moskva/
История возникновения Москвы
Основатель Москвы - Юрий Долгорукий
Великое княжество. Образование и рост Московского княжества
Знакомьтесь, москвич из XII века!
О том, как жили москвичи, как выглядели и чем занимались можно прочитать здесь
Детские работы: "Москвичи" в древности
Кремль с высоты птичьего полёта можно посмотреть по ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=CZp3Vo23Oao&feature=player_embedded
Здесь вы сможете проверить знания по теме : "Возникновение Москвы"
Экскурсия в Музей декоративно-прикладного искусства
Флаг и герб Москвы. Как и когда на гербе Москвы появился Георгий Победоносец
Источник: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-gerba-goroda-moskva
Мультфильм. Исторические заклепки. Россия. Флаг, гимн, герб.
Чудотворная заступница
Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года, через несколько десятилетий после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство.
В июне 1579 года в Казани случился большой пожар, который уничтожил значительную часть деревянных городских построек, сгорела половина Казанского Кремля.
При пожаре пострадал и дом стрельца Даниила Онучина, который на прежнем месте собрался строить новое жилье. Работы уже практически начались, но его дочке Матроне, которой тогда было десять лет, во сне было явление Самой Божией Матери, Которая указала место, где под слоем земли лежала Ее икона, которая таким образом была спрятана. Богородица велела найти эту икону, но на слова девочки никто не обратил внимания, взрослые были заняты своими делами.
Три раза Святая Матерь являлась Матроне, снова и снова Она указывала место, где была спрятана чудесная икона. Девочке все-таки удалось уговорить свою мать помочь в поисках, и вот, наконец они вместе начали копать в указанном месте. И случилось чудо, икона была найдена!
На место, где была чудесным образом обретена святыня, прибыло все духовенство. Архиепископ Иеремия взял обретенный образ Богоматери и торжественно перенес Его в близлежащий храм во имя святителя Николая, а из него, отслужив молебен, святыня была перенесена Крестным ходом в самый первый православный храм Казани, который был построен по распоряжению Иоанна Грозного.
Сразу же Казанская икона Божьей Матери начала творить чудеса, во время Крестного хода прозрели два слепца –Никита и Иосиф.
Обретенной иконе Богоматери совсем скоро случилось стала народной святыней, ведь таким образом Святая Мария показала знамение всей Русской Церкви. Не единожды «Казанская» показывала дорогу к славе и победе православным воинам, защитникам земли русской, которые исполняли свой долг перед Богом и Родиной.
Во время защиты Руси от бесчинств поляков, князь Дмитрий Михайлович Пожарский начал собирать войско. В Ярославле к ополчению присоединились и казанские воины с Казанской иконой (с ее списком), которые которую они передали князю. С иконой и молитвами Божьей Матери русские войско двинулось в направлении столицы. А в это время, в захваченной поляками Москве, находился плененный греческий архиепископ Арсений. Однажды ночью в его келии возник яркий свет и он увидел преподобного Сергея Радонежского. Святой сказал Арсению, что Божия Матерь заступилась за наше Отечество и скоро Россия будет спасена.
Пресвятая Богородица взяла русские войска под Свой покров, с Ее помощью через два дня поляки были изгнаны из Кремля и разбиты, а Ее заступничеством Русь была спасена.
На следующий день после этой победы, в благодарность о помощи в изгнании врагов, с чудотворной Казанской иконой был совершен Крестный ход, навстречу которому, из Кремля вышел архиепископ Арсений. На своих руках он держал чудотворную икону Владимирской Божией Матери, сохраненную им в своем плену. По описаниям, весь народ преклонил колена перед образом своей Заступницы.
После того, как польские захватчики были изгнаны из Москвы, Дмитрий Пожарский установил святую Казанскую икону в церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы, которая находилась в Москве на Лубянке.
Через некоторое время князь стал строить Казанский собор на Красной площади и в 1636 году, когда собор был воздвигнут, святыня была перенесена на новое место.
4 ноября (22 октября по старому стилю) было объявлено днем празднования Казанской иконы Божией Матери в память об освобождении от поляков. Сначала этот день праздновали только в Москве, а с 1649 года этот праздник стал государственным.
Перед битвой под Полтавой Петр Великий молился перед иконой Казанской Божией Матери (в селе Каплуновка).
В 1812 году Казанским образом Божией Матери было обретено покровительство русским воинам, которые защищали русскую землю от французов. Первый крупный военный успех русских солдат в этой войне случился как раз на праздник «осенней» Казанской иконы, в этот день (22 октября, старый стиль) был разбит арьергард французской армии, наполеоновская армия потеряла около семи тысяч своих солдат.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.
Эта икона почитается по всей России, нет ни одной церкви, где не было бы Казанской иконы. Этот образ почитали во все времена и если в семье есть образ Божией Матери, который передается по наследству, это в большинстве случаев будет именно Казанская икона Божией Матери.
Сейчас этой чудотворной иконе определили местонахождение в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
Детские работы: "Спасская башня. Куранты"
Башни Московского Кремля
Лобное место
Ссылка: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/lobnoe-mesto
Как жили русские цари? Первый император
О достопримечательностях Москвы и их местонахождении на карте, можно узнать здесь:
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest
Москва хлебосольная
В старину московский люд предпочитал хлеб ржаной. Причем вовсе не от бедности. И на богатых столах черный каравай занимал почетное место, поскольку считался наиболее полезным и питательным.
Калачом не заманишь!
Иногда для вкуса к ржаной муке примешивали ячменную (ячневую), но делали это редко – ячменя выращивали мало.
Не все, наверное, знают, что изначально на Руси пекли только белый хлеб. Ржаной появился лишь к XII веку, но полюбился нашему люду чрезвычайно. Как говаривали в старину: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».
Выпечка ржаного хлеба считалась большим искусством, в основе которого лежало применение специальных заквасок или квасов. Рецепт их приготовления передавался из поколения в поколение. Это чисто русское пристрастие к ржаному хлебу сохранилось на века, что всегда оставалось загадкой для европейцев.
«Худая, брат Пушкин, жизнь в Париже. Есть нечего. Черного хлеба не допросишься», – сообщал Александру Сергеевичу граф Шереметьев. Знал граф, кому поплакаться: Пушкин тоже был большим любителем черного хлеба.
Собственно название «хлеб» и означало черный, ржаной, у белого же были иные имена. Из пшеничной муки в пекарнях при монастырях выпекали просфоры, «хлебы чистые зело», «хлебы с медом, маком, творогом».
Городские пекари из муки, просеянной через сито, делали ситный хлеб. Он был куда нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето.
Был «боярский» хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное молоко, а в тесто добавляли пряности. Готовили его по особым случаям, на заказ.
Пекли каравай — сдобный хлеб. Как пишет историк Николай Костомаров, был каравай битый, тесто для которого взбивалось с маслом; ставленный – вроде кулича на молоке; яицкий – на большом количестве яиц; каравай братский и еще множество других.
А посадский люд любил лакомиться в праздничные дни калачами. Отсюда и старинная пословица – калачом не заманишь. Отпуская слугу в увольнение, барин давал ему мелкую монету – «на калач».
Лучший сорт калачей пекся из крупчатой (крупитчатой) муки. Такие калачи имели вид колец небольшого размера. Сорт поплоше (круглыми булками) делался из толченой муки. Эти калачи назывались братскими. Ну а самое демократичное калачное лакомство (смесные калачи) пеклось из пшеничной муки пополам с ржаною. Примечательно, что такие калачи готовились не из экономии (это имело значение лишь для городской голытьбы): москвичи находили в подобной смеси особый вкус. Даже к царскому столу подавались смесные калачи.
Бедноте же чаще приходилось довольствоваться «пушным» хлебом, для которого бралась мякина (отброс, получающийся при молотьбе колосовых). В период неурожаев, когда в городе не хватало запасов ржи, в муку подмешивали всевозможные добавки – картошку, морковь, свеклу и даже желуди, крапиву, лебеду.
Хоть боярский, хоть – бедняцкий
Заезжие чужеземцы диву давались, сколь важное место в рационе москвичей отводилось хлебу. А у нас в Москве в старину говаривали: «Хлеб – всему голова!» Он был главным кушаньем на любом пиршестве – хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе: хлеб с солью не бранится! Была такая присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех пор и вошло в обиход – хлебосольный хозяин.
Кстати сказать, хлебы, как ржаные, так и пшеничные, готовились без соли. А потому москвич, кушая хлеб, непременно посыпал его солью. И это тоже весьма удивляло иностранцев.
Что же касается кушаний, приготовляемых из теста, то первое место (с огромным отрывом!) занимали пироги. Как свидетельствует тот же Костомаров, «по способу печения они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Все вообще русские пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, малые пирожками. На масленицу пекли пряженые пироги с творогом и с яйцами на молоке, на коровьем масле, с рыбой вместе с искрошенными яйцами или с тельным, как называлось рыбное блюдо, приготовляемое вроде котлет. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой (северной рыбой – ред.), с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; крошеная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном (рисом – ред.). В постные нерыбные дни пеклись они с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, на каком-нибудь растительном масле или сладкие с изюмом и другими разными ягодами. Сладкие пироги пеклись и не в пост вместо пирожных. Вообще пироги, за исключением сладких, подавались к горячему: меж ух».
«Фирменным» московским кушаньем издавна были кулебяки, расстегаи, курники (пироги, начиненные курицею, яйцами, бараниною с маслом или говяжьим салом), рыбники (закрытые пироги с начинкой из рыбы) и прочие замысловатые выпечки.
Первые пряники, появившиеся в Москве, назывались медовым хлебом. Они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Уже в XII-XIII веках, когда в Москве начали появляться экзотические пряности, привезенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название, которое известно по сей день. Пряник был всенародным лакомством – и для бедняка, и для царя. Вкус русских пряников зависел от теста, и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину сухими духами. Наиболее популярными из них были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.
И очень просто!
С давних пор пекари пользовались особым почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий.
Но и спрос с пекаря был большой. От него требовалось не только мастерство, но и честность. В Москве нередко случался голод, и тогда за пекарнями устанавливали особый догляд: тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, сурово наказывали.
Уже в XVI веке пекари в нашем городе разделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников.
В XVII веке в Москве уже работало много больших пекарней – хлебных изб. Самая крупная – в Измайлове – принадлежала царскому двору и именовалась хлебным дворцом.
Отменным хлебом славились московские булочники. Самым знаменитым был Филиппов. Филипповские булочные ломились от покупателей. Когда у него спрашивали, почему «хлебушко черненький» только у него хорош, он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит», добавляя свое любимое выражение: «И очень просто!».
Правда или нет, но существует такая легенда. Однажды генерал-губернатор Москвы Закревский, человек суровый, поедая за обедом булку, обнаружил в ней запеченного таракана. Вызвал для объяснительного разговора булочника Филлипова, а тот, чтобы спасти свою репутацию, заявил, что это не таракан, а изюм, и с улыбкой на лице проглотил злополучный кусок. Придя в свою пекарню, он распорядился с этого дня добавлять во все сдобные булки изюм. Так и родились современные булочки с изюмом.
Экскурсия на Останкинский завод бараночных изделий
Детские работы: "Московский каравай"
Первый памятник Москвы
Ссылка: https://factstore.ru/pervyy-pamyatnik-v-moskve/
Китай-город
Ссылка: https://101mesto.com/geografiya-strany/goroda/kitaj-gorod.html
Первые улицы Москвы
Виртуальная прогулка - здесь
Бульварное кольцо
Садовое кольцо
Ссылка: progulkipomoskve.ru/publ/statja/sadovoe_kolco_v_moskve_istorija_obrazovanija/40-1-0-1704
Москва - река
Прогулка по Москве. Река Яуза. Ростокинский акведук
Ссылка: https://www.vao-moscow.ru/progulka-po-moskve-rostokinskij-akveduk/
Подземная Москва
Онлайн-программа для детей Музея истории Москвы
Здесь: http://mosmuseum.ru/kids/p/detskiy-tsentr-muzeya-moskvyi-perehodit-v-onlayn-format/
Река Яуза
Детские работы
Музей-заповедник Коломенское
Моя Москва. Прогулка в сказку. Кремль в Измайлово
Национальный парк "Лосиный остров"
10 фактов о Параде Победы 1945 года
Москва - город герой!
Ссылка:
https://www.may9.ru/victory/heroic-cities/moskva/
16 мая в рамках акции «Ночь в музее» Музей Москвы запустит театральный онлайн-фестиваль для всей семьи «Город в окне».
Трансляция пройдет в паблике Музея Москвы ВКонтакте 16 мая с 16:00 до 20:00.
Расписание интересных занятий в каникулы, в Музее истории Москвы, можно посмотреть здесь:
http://mosmuseum.ru/kids/p/detskiy-tsentr-muzeya-moskvyi-perehodit-v-onlayn-format/